Каждому уважающему себя байкеру известно, что техника, на которой он совершает передвижение в пространстве и времени, требует регулярного ухода, а иногда и ремонта. Ремонт - вещь не очень плохая, если онa проходит не в полевых условиях. Так вот, чтобы этого не произошло (если уже не произошло), приведу примеры велополомок "Старт-Шоссе" и подобных ему (а также большинство етих велополомок подходит и для горных велов различных видов и модификаций) и способы их устранения. (Для велонепонятливых советую сделать распечатку и возить ее с собой).
Название велополомки |
Проявление |
Способы устранения |
Инструменты |
Советы |
Восьмерка |
При движении видны колебания обода в стороны на определенном участке, также часто колесо трёт о тормозные колодки. |
Выровнять обод спицами, если невозможно, молотком. В месте изгиба 2 спицы ослабляются, 1 натягивается. |
Ключ для спиц, иногда молоток.
Уровень интеллекта - 75. |
Ставьте двойные обода. Они более прочные и реже гнутся.
Не ловите ямы. |
Яйцо |
При езде колесо "бьет" по вертикали - результат попадания в ямку крупного размера. |
Выровнять обод спицами, если невозможно, молотком. В месте изгиба спицы натягиваются параллельно с обеих сторон. |
Ключ для спиц, иногда молоток.
Уровень интеллекта - 75. |
Ставьте двойные обода. Они более прочные и реже гнутся.
Не ловите ямы. |
Слёт цепи спереди. |
Цепь слетает при переключении передач переднего переключателя. |
Переключатель не отрегулирован. Найти крайние точки хода переключателя, при которых не слетает цепь, но переключаются передачи |
Отвертка.
Уровень интеллекта - 60. |
Возможно, на передней звездочке "восьмерка". |
Слёт цепи сзади. |
Цепь слетает при переключении передач заднего переключателя. |
Переключатель не отрегулирован. Найти крайние точки хода переключателя, при которых не слетает цепь, но переключаются передачи |
Отвертка.
Уровень интеллекта - 60. |
Если не хотите отправить дорогой задний переключатель на металлолом, позаботьтесь о регулировке крайних точек. |
Заезд заднего переключателя в спицы. |
Довольно распространенная велополомка, встречается чаще всего у чайников. Короче говоря, вы переключаетесь и слышите скрежет переключателя, зажатого в объятия спиц. |
Чаще всего переключатель следует сдать в ближайший пункт металлолома и купить новый, но если он выжил, отрегулировать крайнее положение. |
Внутренний шестигранник "на 6", отвертка, ключ "на 8".
Уровень интеллекта - 50. |
Регулируйте переключатель перед тем как использовать вел после снятия заднего колеса, а кто не регулировал, когда купил, советую это сделать. |
Облом трещотки |
Появляются "прокруты" или сцепление не возникает вообще. Печально, если это застало Вас в походе. |
Снять заднее колесо, с него снять трещотку, поставить новую или... разобрать её, если выпали "собачки", поставить их на место, если лопнули пружины, реально отрезать кусок резины от своей подошвы и положить под "собачку". Способ проверен. Кстати, можно добраться до места и на одной работающей "собачке". |
Ключ "на 17", ключ для трещотки, отвертка, ключ для разборки трещотки.
Уровень интеллекта - 80 |
Трещотка скручивается с колеса против часовой стрелки, а сама трещотка разбирается путем скручивания её крышки по часовой стрелке. Поставьте трещотку нормального качества, а не за 20 грн. на базаре, которая Made in China. |
Отпад переднего колеса |
Вы валяетесь на ближайшей машине или на асфальте, или фиг его знает где Вы ехали и при этом наблюдаете как за Вами летит вел, кувыркаясь в воздухе. |
Если колесо на эксцентрике, замените его, если зажимается гайками, закрутите их. |
Ключ "на 14".
Уровень интеллекта - 20 |
После приземления, высчитайте траекторию полёта вела и постарайтесь, чтоб он Вас не добил окончательно, затем займитесь поисками переднего колеса в близлежащих кущах. Скорее всего придется поменять велокомп и чё нибудь еще, если повезет. |
Отпад заднего колеса |
Вы валяетесь на асфальте в вполне нормальном состоянии, возможно даже сидя на веле. |
Если колесо на эксцентрике, замените его, если зажимается гайками, закрутите их. |
Ключ "на 17".
Уровень интеллекта - 25 |
90 %, что надо будет поменять задний переключатель. |
Люфт (шат) колеса. |
Колесо болтается, если дергать его в стороны за обод. Более опытные чувствуют при езде. |
Снять колесо, законтрогаить конус с одной стороны оси, с другой стороны зажать конус до сведения люфта на "нет", затянуть контр-гайкой, проверить люфт опять. |
Ключ "на 14 или 17", еще один ключ "на 14".
Уровень интеллекта - 50 |
Не злоупотребляйте ездой с болтающимися колесами, т.к. подшипники быстро разваливаются и пригодны только для металлолома. |
Люфт рулевой колонки |
Легко чувствуется, если зажать передний тормоз, опереться на руль и потягать вел взад-вперед. |
Отпустить контр-гайку, подтянуть чашку (ниже контр-гайки), чтоб не было люфта и руль свободно вращался, затянуть контр-гайку. |
"Семерной" ключ.
Уровень интеллекта - 45 |
Не злоупотребляйте ездой с болтающимися колесами, т.к. подшипники быстро разваливаются и пригодны только для металлолома. |
Люфт каретки (там, где педали) |
Подергать в стороны, взявшись за оба шатуна. Чувствуется, как шатуны шатаются. |
Выбить клинья, снять шатуны. Проверить, болтается ли ось. Если нет, смотри поломку ниже. если да: отпустить контр-гайку, затянуть чашку с другой стороны, затем затянуть вторую (регулировочную) чашку до сведения люфта на "нет". Зажать контр-гайкой, поставить шатуны и проверить люфт. |
Ключ "на 10 или 12", молоток, "семерной" ключ.
Уровень интеллекта - 30 |
Не злоупотребляйте ездой с болтающейся кареткой, т.к. подшипники быстро разваливаются и пригодны только для металлолома. |
Шат шатунов |
Если у Вас стоят допотопные шатуны с клиньями, то шат возможен, если сечение на концах оси квадратное, эта поломка маловероятна. |
Забить клинья сильнее, подтянуть гайки. Если не помогло, заменить клинья на новые. Возможно, что надо будет менять и ось. |
Ключ "на 10 или 12", молоток.
Уровень интеллекта - 25 |
Поставьте подходящую ось с квадратным сечением, замените на подходящие к ней шатуны. в этом случае шат практически невозможен. |
Не работает спидометр |
Нет индикации или спидометр выдает неверные показатели |
Нет индикации:
1. села батарейка - заменить.
2. порван провод - соединить, заизолировать.
3. сгорел сам спидометр - поменять
Если неверны показателя, нужно настроить спидометр, чаще всего - надо ввести длину окружности колеса или код, соответствующий его диаметру. См.инструкцию. |
Изолента, возможно паяльник, отвертка.
Уровень интеллекта - 85 |
Не перекручивайте руль в другую сторону, чтобы не порвать провод, не подвергайте спидометр сильному нагреву или охлаждению, а также доступу другим лицам. |
Разрыв спицы колеса |
Яйцо, восьмерка |
Поменять спицу, при этом часто требуется откручивать кассету (звездочки на заднем колесе),поставить новую спицу и выровнять обод. |
Ключ для спиц.
Уровень интеллекта - 50 |
Есть втулки Shimano, в которых спицы стоят посредине втулки и вытягиваются из паза не требуя удаления трещотки... |